Фотограф Елена Божко, автор календаря "12 музик": «Мужчины на снимках – это фактура и минимум фотошопа»
Девушка-фотограф – понятие скорее из ряда вон выходящее, нежели обыденное. Девушка, которая не только именуют себя фотографом, но и является им – на вес золота. Нам удалось пообщаться с обладательницей этого редкого умения – фотографом Еленой Божко. Сложно ли девушке работать с фототехникой? Как отбирались лица для проекта «12 музик»? Что следует знать начинающим фотографам? Подробности далее.
Расскажите, пожалуйста, как давно Вы занимаетесь фотоделом?
Свою первую полнокадровую камеру я приобрела 4 года назад. С этого момента можно смело говорить о профессиональном занятии фотоделом. Я имею в виду, работу не просто ради «снимков», а ради определенных проектов с определенными планами.
В какой момент Вашей жизни Вы решили, что фотография – Ваше призвание?
Сначала была художественная школа, потом я закончила художественную академию. Но моя дружба с живописью потерпела фиаско, а увлечение рисунком и композицией переросло в фотоискусство.
Основное направление Вашей работы – это портретная, свадебная или концертная съемка? Почему именно это направление?
Наиболее значимое место в моей работе занимают именно портреты. Это очень сложно, но для меня – наиболее интересный и близкий вид фотографии. Концертные съемки я обожаю, и когда появляется возможность и желание, обязательно работаю на выступлениях артистов. Но данное направление относится скорее к моему хобби, нежели как профильная работа.
Со свадьбами все сложно. Я очень переборчивая в этом плане. Если мне нравится пара, если мы находим общий язык с молодоженами и если мы друг другу подходим – я соглашаюсь. Но я не хочу и не буду работать на конвеере.
Как Вы понимаете, что именно эта пара – Ваша? Ведь одни фотографы работают на свадьбах ради денег, и лишь немногие вкладывают в подобные снимки душу.
Все это происходит интуитивно. Мне хватает 5-10 минут общения с человеком, чтоб понять, хочу ли я с ним работать в дальнейшем или нет. Все- таки я считаю себя больше творческим человеком, нежели ремесленником. Поэтому отснимать 5 свадеб за день я не хочу.
На сегодняшний день каждый, кто нашел деньги на фотоаппарат, именует себя фотографом. Каким качествами/умениями/видением должен обладать человек, чтобы действительно быть фотографом, а не казаться им?
Вы знаете, один известный украинский фотограф сказал: «Когда человек с художественным образованием берет в руки фотоаппарат – это катастрофа». Мне кажется, это неправда. Перед тем, как человек берет в руки камеру, и в случае если он позиционирует себя как фотограф, просто необходимо иметь минимальные знания о композиции, цвете, светопередаче. Необходимо постоянно учиться и совершенствоваться. Только тогда можно добиться успеха. В ином случае – телефон и камера в 3 мегапикселя вам в помощь.
Какой техникой Вы фотографируете? Отдаете ли предпочтение пленочным фотоаппаратам?
От дедушки мне достался пленочный «Зоркий». Но пользуюсь я им только в крайних случаях, например, когда хочется экспериментировать. В наше время затратные материалы для пленочных камер уж слишком велики, поэтому чаще всего я прибегаю к цифре.
Есть ли кардинальные отличия между мужчинами-фотографами и женщинами-фотографами?
Мне кажется, различий нет. Если только не брать во внимание объект съемки. Допустим, мне довольно часто задают вопросы, почему я снимаю в основном мужчин. Ответ довольно простой: мне, как девушке, приятней и интереснее работать с противоположным полом, они иначе реагируют, у нас возникает абсолютно другой диалог. Больше различий я не вижу.
Давайте поговорим о Вашем проекте «12 музик». Как вообще возникла идея создать календарь подобного плана?
Все началось с календаря «12 кадров», который был выпущен год назад. Проект был посвящен деятелям киноискусства: режиссерам, сценографам, актерам. Название календаря было своеобразной игрой слов. С одной стороны, кадры пленки, с другой – персонажи. Но до конца реализовать этот проект так и не удалось. Ситуация в стране, сами понимаете. Мы распечатали определенный тираж, раздарили и забыли.
В то же время возникла идея о продолжении данного проекта, только в другом русле. Я захотела выпустить календарь с музыкантами, название которого «12 музик».
Как подбирали музыкантов в проект? Существовали ли некоторые критерии отбора известных лиц или же все-таки, кто согласился, того и взяли?
12 человек, которые стали лицами нынешнего календаря – мои любимые музыканты. Я не подбирала их по популярности или востребованности. Это исключительно люди, которые мне симпатичны и которых я уважаю.
Вы изначально имели представление о финальном виде работы или календарь «12 музик» дорабатывался в процессе своего создания?
Я продолжила серию черно-белых портретов. Единственное отличие – формат самых работ. Прошлогодний проект был сделан из снимков разных форматов, в этом году – только крупные портреты. Я старалась сделать акцент не на окружающую мишуру, а на эмоции, глаза. Утверждать, что я что-либо изменяла в процессе работы нельзя. Крупные мужские портреты – то, что я хотела и то, что я впоследствии воплотила в жизнь.
На выставке присутствовали портреты не только музыкантов, но и деятелей театрального и киноискусства. Однако, все портреты мужские. Почему проигнорировали прекрасную половину человечества (женщин)? =)
Так уж повелось, что мужские портреты занимают бОльшую часть моих работ. Мужчины на снимках – это фактура и минимум фотошопа. Несомненно, маленькая ретушь имеет место быть, но мужчины – это не девушки-модели. «Тут синяк, там тень, убери здесь, добавьте там» =)
Хотя утверждать, что я не работаю с девушками, нельзя. В прошлом году мне предложили участие в проекте «ТОП 100» от одного известного журнала. 100 снимков выдающихся украинских деятелей. Так как я не успевала снять все 100 портретов, работу разделили между 3 фотографами. Таким образом, у меня было около 30 мужских снимков и… один женский! =) Со всех предложенных «моделей» я выбрала Джамалу, так как она мне интересна как человек и как певица.
Во время работы над календарем много ли было затрат? Как материальных, так и моральных. Помимо модели и фотографа, люди привыкли видеть на съемочной площадке еще и световика, звуковика, стилистов. Сколько человек было задействовано в Вашей работе?
Никаких посторонних людей не было. Я принципиально не использовала дополнительные источники света. Только солнечный свет, отражающие предметы, окна. Я не люблю все эти «показательные выступления» на съемках, когда процесс затягивается на 10 часов, хотя можно было вложиться в 2.
Лично мне важен определенный контакт с человеком, его естественные эмоции. А требовать от модели улыбку или грусть, когда вокруг топчутся еще человек 10, невозможно.
Немного о портрете Кузьмы Скрябина. Что можете рассказать о работе с этим человеком? Были ли трудности/казусы?
Кузьма был последним человеком, которого я снимала для календаря. Так получилось. На тот момент уже было готово 11 портретов, но мы с моим дизайнером Сашей Заинковой ломали голову, кого же не хватает. Внезапно всплывает имя Кузьмы. Мы созвонились с ним в тот же вечер и договорились о съемке на киностудии Довженка, где Андрей принимал участие в каком-то телешоу. Театральный грим, который присутствовал на его лице, сначала вызвал у меня подозрения, но после я доверилась магии черно-белой фотографии. Как оказалось, напрасно. Когда я открыла снятые кадры на мониторе, они выглядели крайне странно, как для мужского портрета. Я отправила Кузьме на утверждение, после чего он мне перезвонил со словами: «Чуєш, а ще шось є?» «Нема», отвечаю. «Розумієш, я тут як баба якась. Давай шось робити. Бо всі мужики як мужики, а я як бозна хто. Де ж вся ця фактура?»
В итоге мы договорились о повторной съемке, когда Кузьма был проездом в Киеве. За 3 минуты нашей фотосессии я сделала около 25 кадров, на каждом из которых – отдельная неподдельная эмоция. Он грустил, он смеялся, он был задумчив. Вся палитра эмоций за 3 минуты! Такое бывает крайне редко.
Распрощались мы на фразе: «О, у нас з тобою причьоски однакові!» (я ведь тоже кучерявая). В тот же вечер я обработала снимки и отправила календарь на печать.
После трагедии одна из Ваших фотографий с Кузьмой разлетелась по интернету с молниеносной скоростью. Насколько нам известно, мало кто делал ссылку на авторство. Будете ли применять какие-то «санкции» по отношению к недобросовестным изданиям?
Честно говоря, я впервые столкнулась с подобным хамством. У себя на странице в фейсбук я писала по этому поводу. Мне не жалко давать фотографии, но нужно иметь элементарное человеческое уважение и хотя бы спросить разрешение на использование моего материала. Ведь подписать автора фотографии не так уже и сложно, а мне будет приятно.
Другое дело, когда издания идут дальше и используют мои фотографии у себя на обложках. Такой опыт у меня тоже имеется. В этом случае, проблема не в том, что редакция подписала мое авторство или нет, а в том, что уведомили меня обо всем после. Я никогда не закрывалась от сотрудничества, и уважаемые издания предлагают взамен за мои снимки свою помощь. Дело ведь не в деньгах. Дело в человечности и качестве подхода.
В нашей стране большие проблемы с защитой авторских прав. Если с видеоматериалами все немного проще, то фотографии – дело гиблое. Наверное, надо ставить свои копирайты по всей величине снимка, чтоб было сложно «затереть» или удалить.
Чисто по-человечески, Вам не обидно, что к Вашему труду относятся так наплевательски?
Конечно, обидно! Для меня ведь это не просто фоточки на телефон. В свои фотографии я вкладываю душу, свою частичку. Во время работы происходит обмен энергией с человеком, которую впоследствии недобросовестные люди топчут.
На этот год запланировали какие-то проекты? Понятно, что с нынешней ситуацией планировать на завтрашний день сложно. Но все же, есть планы на будущее?
Я стараюсь не думать на неделю вперед, живу сегодняшним днем. Советую всем работать и получать удовольствие в данную минуту, а не планировать, как ты оторвешься потом. Некоторые задумки есть, возможно, даже это будет еще один календарь. И могу с уверенностью сказать, будут опять мужчины =) Кто именно – пусть останется секретом.
Ваши пожелания начинающим фотографам. Какие уроки Вы извлекли для себя и чем бы хотели поделиться с молодежью?
Я не считаю себя супер-продвинутым фотографом, поэтому давать конкретные советы не могу. Главное – побольше читать литературы об этом искусстве, и желательно, чтоб это были иностранные фотографы. У нас, к сожалению, пока что учиться не у кого.
Очень важно любить своих моделей, уважать, прислушиваться к ним, и конечно же, чувствовать. Необходимо быть максимально открытым с людьми, и люди откроются в ответ. Иначе, никакого положительного результата вы не получите. Своеобразный принцип зеркала.
Редакция нашего портала желает Елене новых творческих успехов, креативных проектов и фактурных мужчин в кадре!